Выдержки из книги Николая Непомнящего "Кошка в вашем доме"
|
Элурус — одна из египетских богинь, которая, так же как и Баст (Бастис), изображалась
в виде женщины с кошачьей головой. «Лепестки» вокруг головы — это лучи солнца, их удостаивались лишь наиболее почитаемые божества. Собак же каждый хоронит в своем собственном городе. Так же обходятся и с ихневмонами*. Землероек и соколов доставляют в город Буто, ибисов — в Гермеополис. Медведей, которые редки, а также волков, которых не больше, чем лисиц, хоронят там же, где и обнаружили...» Кошачий культ в долине Нила принял крайние формы. Траур по кошкам справляли здесь одинаково: члены семьи, в которой жили кошки, сбривали брови и доставляли мумию в Бубастис. Вывозить животных за пределы страны категорически запрещалось. Путешественникам, торговцам и воинам вменялось в обязанность ловить кошек во время походов на чужбину и доставлять на родину. Персидский царь Камбиз в 525 году до нашей эры вторгся в Египет. Шла битва за приграничный город-крепость Пелузиум. Под натиском египтян персы дрогнули. И тогда Камбиз приказал посадить на щиты своих воинов кошек. Египетское войско откатилось и сдало город, потому что люди не могли поднять оружие против священных животных. Греки, соседи египтян, страдавшие от мышей в не меньшей степени, тоже мало-помалу стали обзаводиться кошками. Они давно уже пытались бороться против грызунов с помощью хорьков и ихневмонов. Не помогли и полуприрученные змеи. Спасали только кошки! Началась эра контрабандистов и спекулянтов из Греции засылали ловцов кошек в Египет. Кто попадался в руки властей — лишался жизни. Кроме того, египтяне предприняли контрмеры, они отправляли собственных агентов в земли эллинов и выкрадывали обратно своих священных животных. Но постепенно кошки все же проникали в Грецию и на Апеннины. |
|
|
Одно из доказательств тому — монеты V века до нашей эры, на которых можно узнать тип буланой кошки, а на более поздних изображениях видны уже породные расслоения. Но прежде чем мы отправимся в Европу вместе с египетскими и греческими купцами, давайте посмотрим, как же сложилась
судьба кошки в Аравии. Здесь она стала в раннем средневековье любимым животным пророка Магомета. Французский знаток
кошек Пьер де Монкриф, издавший в начале XVIII века первую в мире книгу об этих животных, излагает любопытную трактовку общеизвестной истории, услышанную им от одного высокопоставленного муллы. В первые дни, когда «чистых и нечистых» заперли в Ноевом ковчеге (в мусульманской религии Нух), удивленные движением лодки и новым местонахождением, они первое время не пытались познакомиться друг с другом. Но обезьяне вскоре наскучил сидячий образ жизни. Она пошла заигрывать с молодой львицей. От любви обезьяны и львицы родились кот и кошка! По мусульманскому преданию, именно Магомет научил кошку всегда падать на лапы и отвел ей постоянное место в раю. После этого Магомета на арабском Востоке стали называть «отцом кошек». Но еще задолго до Магомета Плиний писал, что арабы обожали золотистых кошек (скорее всего речь шла о прародительницах абиссинских кошек). Так же относились к ним и турки, а вот собак безжалостно выгоняли, считая «нечистыми» животными. И сегодня у мусульман кошки пользуются особым расположением. До начала нашей эры кошки встречались в Греции и Риме редко. Вместо них здесь использовали против мышей главным образом ласок, горностаев и каменных куниц, а иногда хорьков, привезенных из Северной Африки во время правления императора Августа. Постепенно из художественных произведений, в частности из греческих комедий, люди все больше узнавали о кошках. Греческая богиня Артемида, покровительница охотников, заняла место Бастет! Когда же кошка все-таки здесь появилась? Плутарх в I веке нашей эры говорит об этом животном как об экзотическом. Происхождение его не вызывает у мыслителя сомнений—из Египта! До него, если не считать беглых упоминаний Геродота и Аристотеля, о кошке никто не писал. Но и они говорят о кошках только с большим почтением, совершенно не упоминая их утилитарную роль сторожей-мышеловов... В Коринфе была даже огромная бронзовая статуя, изображающая кошку, сидящую на задних лапах. Скорее всего она попала из Египта в Грецию не прямо, а через Италию. А может быть, и через Крит? Там обнаружены фрески, изображающие кошек, которые пожирают перепелок. Предполагают, что эти фрески относятся к 1600 году до нашей эры! Однако было бы логичнее вслед за Геродотом предположить, что греки выкрали кошачью породу у египтян, чтобы тоже спасать урожаи. И помогли им в этом финикийские мореходы, которые частенько наведывались во все порты Средиземноморья. Шли века, и маленькие пушистые спутники человека продвигались все дальше и дальше на север и запад
Ойкумены. На территории Западной Европы, в Галлии, домашней кошки до римлян и германцев не было. Среди животных, изображенных в расписной керамике гончаров Аллье (за несколько веков до нашей эры), имеются собаки, овцы и даже лошади. Но
кошки, увы... нет. Она появится позже, в эпоху, когда Римская империя переживет свой последний подъем. В обозах легионеров она перевалит через Альпы и попадет в Западную Европу. Конечно, то будут лишь отдельные зверьки, но от поколения к поколению они распространятся по обширным областям. Во Франции, как и в Испании, до кошек для борьбы с грызунами использовали мелких хищников. Чаще всего ласку, а также маленькое грациозное животное генетту, пропорциями тела напоминающую кошку. В молодом возрасте генетта легко приручается, и в течение довольно долгого времени она будет занимать законное место в замках рядом с другими любимыми животными — собаками, обезьянами, птицами. После битвы при Пуатье (VIII в.) для рыцарей был даже утвержден Орден генетты. Почему же померкла ее слава? Генетта была отстранена от привычной семейной жизни из-за своего специфического запаха, выделяемого особыми железами и присущего всем виверровым. Кроме того, в неволе генетты размножаются плохо, в то время как кошек обвинить в этом никак нельзя.
Да, разными дорожками и тропинками пробиралась кошка, завоевывая Европу. И хотя ее частенько несли с собой монахи,
она уже перестала быть божеством. Но монахи были еще и просветителями, они учили население использовать это животное
по назначению! Когда римляне завоевали Британию, кошка появилась и здесь. Сначала в Шотландии. У скоттов она — это любопытная подробность!— не только была хранительницей зерна, но и символизировала воинственность. До сих пор у шотландцев слова «кот» и «храбрый человек» нередко выступают синонимами. Гербы и штандарты древних жителей Шотландского нагорья были украшены изображениями кошек. Существовало графство Кейтнесс «Кошачье»... А герцог Сазерленд еще и дюк Кэт — «Кошачий герцог». Очень рано, еще на заре нашей эры, Британские острова стали местом селекции и разведения кошек. Правитель Уэльса Хоуэлл Дха издал в 940 году Закон о содержании ценного животного — кошки. В одном поселке должно иметься 9 построек, 1 печь, 1 плуг, 1 маслобойня, 1 бык, 1 пастух, 1 петух, 1 кошка. Собака не предусматривалась! По цене кошка приравнивалась к бычку или жеребенку. Тот, кто украл или убил кошку, охранявшую амбары феодала, обязан был возместить убытки овцематкой или зерном, его надо было сдать столько, чтобы оно полностью покрыло кошку, которую держали за кончик хвоста, а нос ее при этом касался земли. Без сомнения, это было дорого! Указ Хоуэлла устанавливал требования к кошке: она должна хорошо видеть и слышать, иметь зубы и когти, быть мышеловом, прилежно воспитывать котят, не поедать их и не очень часто требовать кота. Если после покупки вскрывался какой либо недостаток, треть стоимости возвращалась. Важное обстоятельство способствует быстрому распространению кошек — в Европе появляется новое животное, с которым теснейшим образом связана дальнейшая судьба кошки... Страшная напасть появилась неожиданно. Рыцари, возвращавшиеся из «святых земель», привозили, сами того не ведая, в трюмах кораблей и на телегах безбилетного пассажира. Речь идет о черной крысе, разносчице чумы, причине гибели целых народов. Первый раз о ней заговорили в XII веке. Выходец из Центральной Азии, она молниеносно захватила Ближний Восток, превосходно приспосабливаясь к любым условиям и продвигаясь все дальше на запад. Не помогали никакие капканы (расходы на них имеются в любой смете у хозяев средневековых замков), никакие яды — ничто не могло остановить крысиного нашествия. И именно кошки окажутся единственными хозяевами ситуации, их ловкость и боеспособность станут решающим фактором, дадут им преимущество над ласками, генеттами и другими мелкими хищниками. Отныне они станут согражданами в полном смысле этого слова. Из гостей превратятся в необходимых спутников и — спасателей. Наконец-то! А Дальний Восток, Индия, Индокитай? По преданиям, идущим из глубины веков, кошки были давно известны на Дальнем Востоке. Не ясно только, как они туда попали. Скорее всего, процесс одомашнивания шел здесь самостоятельно, и предками дальневосточных кошек стали дикие животные, обитающие в этом регионе. Первыми, кто подружился с кошками, были монахи, скрашивающие этой дружбой тяготы уединенного монастырского жития. Четвероногими товарищами отшельников были отнюдь не священные бирманские кошки, как об этом говорят многочисленные, но лишенные оснований предания (эта порода была выведена сравнительно недавно благодаря планомерной селекции, и рассказ о ней впереди). В Срединном царстве (I тысячелетие до нашей эры) кошек с успехом использовали по назначению в амбарах и погребах. Это и понятно: ведь речь шла о стране с несчетным числом жителей и беспощадными правителями, где существование зависело от того, что вырастет на земле. Мышей в тогдашнем Китае было едва ли меньше, чем крыс, и люди, до того как узнали кошек, вряд ли имели иное действенное средство для борьбы с этим опустошительным бедствием. В богатом китайском языке примерно в VI веке до нашей эры появляется слово «мао», обозначающее кошку, которое легко сопоставимо с «мяу». Глагол «мияо» — оберегать зерно и «мао» — «кошка» обозначаются одним иероглифом, что характеризует назначение животного. Люди быстро приметили, что, если в доме есть хотя бы одна кошка, это уже гарантирует защиту от непрошеных гостей в кладовых и долгое время заставляет их держаться подальше. Так постепенно животным стали приписывать волшебные свойства. В некоторых китайских провинциях в течение 11 дней над дверью комнаты роженицы подвешивали клок кошачей шерсти: этот талисман должен был обеспечить счастливое будущее новорожденного. В других районах считали, что кошка, наоборот, предвещает нищету в той семье, в которой появляется.
У японцев, которые получили кошку из Китая, первые зверьки ценились очень высоко, и их покупали только помещики.
Крестьяне, мельники и пекари, которые отчаянно нуждались в проворных мышеловах, были рады даже соломенным муляжам, контурным рисункам и фигуркам кошек. Японские шелкоделы использовали керамические изображения кошек и копии скульптур для отпугивания крыс! Маленькие создания занимают значительное место на эстампах таких известных мастеров японского искусства XVIII и XIX веков, как Утамаро, Монотого Хирошиге и Утаваи Кугийоши. В некоторых их композициях кошка представлена с лапкой, приподнятой до уровня глаз, знак удачи! Обладание кошками — одна из привилегий японской знати. В средние века знаком особого расположения вельможи к министру считалось преподнести ему кошку, выращенную в императорском дворце. Разумеется, таких кошек держали не для ловли мышей и крыс. Они служили праздности, как, впрочем, и их знатные хозяева, и питались с серебряной и золотой посуды. Несколько столетий спустя, когда они уже были собственностью каждого, дальневосточные кошки испытали все тяготы, какие вынесли их европейские сородичи. К ним относились с недоверием, полагая, что в них заключены потусторонние силы, будь то демоны или колдуны, приносящие в дом несчастье. Шло время, суеверия не исчезали, между тем как крысы и мыши множились. И вот уже согласно декрету, принятому в начале XVII века императорскими властями, штрафу подвергаются те, кто мучал, калечил, продавал, покупал или утаивал кошек. В легендарной серии сказок «Некомате» символ счастья представлен в облике призывно помахивающей лапкой кошки Манеки-неко (по-японски «неко»—кошка). И сегодня Манекинеко — любимый сказочный персонаж японских детей. В Древней Индии кошка также была объектом всеобщего уважения, оставаясь при этом и жертвой дискриминации.
В самом деле, если буддизм проповедовал любовь и защиту всех животных, то кошкам почему-то в этом было отказано.
Легенда рассказывает, что во время погружения Будды в нирвану вся звериная порода была приглашена на церемонию. Но кошка проспала и прибыла на место встречи с опозданием, что было непростительно. Этим и объясняется такое отношение к кошкам. Но вернемся в Европу. Здесь в средние века кошка из доброго гения неожиданно превратилась в дьявола.
Служители магов, союзники ведьм, злодеи... Чего только не придумывали, чтобы оправдать пытки, которым были подвергнуты эти бедные животные! Сердце сжимается, когда читаешь документы, где описываются их страдания, и нельзя не испытывать чувство стыда, вспоминая жестокость — союзницу глупости в сочетании с самыми фантастическими предрассудками. Христианство отказывало кошкам в праве на существование. Возможно, здесь повинно то обстоятельство, что они играли известную роль в мифах германцев и, следовательно, воспринимались как воплощение язычества.
Конец мирной дреме на теплых печках оставшихся в живых мышеловов пришел тогда, когда папа Иннокентий VIII, прозванный в Германии «невинным» (конец XV в.), издал печальной известности указ. В нем колдовство и поклонение дьяволу были представлены как реальность, против которой церковные власти должны бороться со всей строгостью. Во многих случаях эта папская булла служила средством устранения неугодных сограждан. Вместе с еретиками и ведьмами с преисподней связаны и их кошки, которые также должны были предстать перед инквизицией.
Постоянно усиливавшаяся на протяжении трех столетий охота на ведьм достигла апогея в XVI—XVII веках, и за это время было сожжено, изрублено, замучено несметное количество кошек. Уже одно то обстоятельство, что у человека имелась кошка, в особенности черной масти, давало повод к обвинению в колдовстве. За два столетия сотни тысяч человек были обвинены в сношениях с нечистой силой и сожжены вместе с кошками. Во времена, когда понятие о человечности не имело никакой ценности, заботила ли кого-нибудь судьба бессловесной твари? Впрочем, знать охотно держала при дворах самых различных домашних животных, в том числе и кошек, если в них была необходимость. Поэтому дворяне далеко не всегда поддерживали гонения и издевательства над животными со стороны клерикалов.
Крысы между тем, оставленные в покое истребленными и покалеченными кошками, быстро размножались, заполняя города и деревни. Целыми полчищами они разгоняли последних кошек и удобно устраивались в каждой сточной трубе и в каждом доме. У Якоба Гримма, который вместе с братом Вильгельмом стал известен благодаря изданию немецких сказок, мы можем
прочесть о том, что истоком травли послужило предание, появившееся в Европе после Тридцатилетней войны. В нем говорилось об одной 20-летней кошке, которая превратилась в колдунью и потом уже из древней старухи снова сделалась кошкой. |
|
|
Рисунок «Завещание» из книги П. де Монкрифа «Кошки». Умирающая знатная особа отписывает все свое состояние любимому коту. Суеверие, будто ведьмы оборачиваются кошками, так как в этом обличье им легче вершить свои темные дела, сохранялось вплоть до конца прошлого столетия. До сих пор отголосками этих бредней остаются толкования некоторых снов. Увидев кошку во сне, многие люди ждут неприятностей, предательства, лжи. Если во сне вы боретесь с кошкой и ее когти ранят вас, вы можете ожидать страдания от болезни. Вам снится кошка в гневе — готовьтесь к семейной ссоре. А когда дерутся разъяренные звери — нужно ожидать крупную ссору. Тот, кто во сне побил или убил кошку, задержит грабителя. |
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Сайт управляется системой uCoz
|